Организация и изучение проблем дистанционного обучения  для слушателей Военной академии.

С того момента, когда Интернет стал одной из компонент современного образовательного пространства, использование образовательных web-сайтов стало во многом влиять на современное образование и культуру, которые относятся к числу наиболее значимых и приоритетных в современной системе общечеловеческих ценностей. И принимая во внимание использования  Интернет как дистанционное обучение для слушателей заочного обучения, а конкретно к Военной академии Вооруженных Сил РК, которые могли бы в любой момент быть в процессе непрерывного обучения. Сам процесс обучения был бы интерактивным, и можно констатировать,  что уровень знаний при этом будет отвечать тем нормам приемлемые как слушателям очного обучения. Если при этом подтянуть преподавательский состав к новым формам обучения, то процесс обучения может быть еще лучше.
Образовательный потенциал Интернета напрямую связан с качеством информации, находящейся в сети. Достоверность этой информации является уникальным прецедентом в образовании, так как проверить ее часто не представляется возможным. Частичным решением этой проблемы может явиться предупреждение преподавателя, что сведения, которые слушатели могут получить через сеть не всегда будут надежными, что есть различия между объективной информацией и информацией, предлагаемой в надежде продать тот или иной продукт, для этого необходимо, чтобы преподаватель мог следить за информацией которую получают слушатели  и ему нужно прежде всего больше и лучше работать с Интернет. А если представить нынешнюю ситуацию мы можем обнаружить обратную картину. Виною этому возрастной ценз преподавателей наличием у его компьютера и Интернет. К примеру,  в США прежде чем поставить компьютер в школу сначала обучают учительницу и  месяцем раньше она должна работать с компьютером, чтобы перебороть психологический фактор, что она обучая учеников, должна быть готова ответить и на внепрограммные вопросы.  И теперь если все это подвести под дистанционное обучение, то тут накладывается некоторые дополнения в овладении работы с Интернет, как основа  дистанционного обучения (ДО), которая  совершенствуется изо дня в день. Соответственно, прежде чем задуматься о ДО, мы  должны обучить этому прежде преподавателей, но применительно к нашей академий эти курсы можно вести вместе со слушателями. Слушатели заочного курса обучения могут проходить курсы пользования Интернет на местах их службы, если этой возможности нет, то этот вопрос можно продумать в академии.  Наиболее  примитивной формой ДО –  это обмен информацией через электронную почту. Далее создается сайт учебного заведения на котором можно установить программы электронных досок, конференции. Усложняя сайт можно делать интерактивные анкеты, которые во время анализируя твои ответы  на тестовые задания  могут принимать решения и автоматический отсылать необходимые задания усложняя вопросы по мере ответов. Просматривая сайт слушатели заочного обучения будут всегда в курсе всех событий происходящих в академии, даже можно создать на сайте академии уголок каждого слушателя. Наделив их прямым доступом на сервер, это и есть те условия для творчества слушателей академии. Тут немаловажно заметить, что используя  баннерный обмен (графический объект ссылки на другой адрес в Интернет), можно легко переходить на другие военные сайты, тем самым посетителю не надо вспоминать адреса наиболее популярных сайтов военных сайтов и эта взаимная услуга сайтов различных  учебных заведений наделяет качество сайтов.

ДО наиболее подходит в целях повышении квалификации. Пока нет стандарта для постдипломного образования специалиста, который может стать «системообразующим фактором непрерывного образования», целесообразно рассматривать содержание постдипломного образования как многоуровневую систему, которая включает в себя концептуальные идеи по следующим направлениям: «формирование творческой индивидуальной личности», «личностно-ориентированный подход к содержанию образования», «культурологический подход к построению содержания образования с целью ее фундаментализации», «сочетание инварианта с вариативными компонентами», «разнообразие информационных технологий». При этом важно принять к сведению, что нынешнее положение дел в военном образовании куда более требовательнее и ответственнее чем в других отраслях экономики. И что непрерывное образование наиболее существенную роль сыграет и в учреждениях Вооруженных Сил как других стран так и  РК  особенно с его географическими особенностями.

Опыт показывает, что в настоящее время в современном обществе появляется острая нехватка высококвалифицированных специалистов и профессионалов в своем деле, что выдвигает одну из глобальных социально значимых проблем, которые нужно будет решать многие десятилетия. Проблема состоит в «необходимости стремительной, постоянной и массовой переквалификации работников средней и даже высшей квалификации» [1] , поэтому «непрерывное ученичество от школьной скамьи и до конца трудовой деятельности станет, по-видимому, универсальным всеобъемлющим явлением»[2], включающим в единый и непрерывный образовательный процесс повышения квалификации и смены квалификации практически все взрослое население. Ученые отмечают, что в современном обществе образуется новая социальная структура, которая основана не на отношении форм собственности, а на интеллектуальной квалификации и приобщенности к интеллектуальной технологии. Примечательно то, что Ракитов А.И. в книге «Философия компьютерной революции» называет этот слой населения «когнитариатом» и убеждает в неизбежности его роли в структурном детерминаторе будущего человечества.

Для непрерывного образования взрослых должны быть созданы условия порционной (блочной, модульной) подачи информационных материалов обучающему, в зависимости от того, на какой стадии обучения он находится. Нельзя исключать потребность обучающихся в выходе на экстернатное обучение, но при этом важно выделить группу обучающихся, имеющих свободный доступ к использованию коммуникативных средств на основе информационных технологий.

Образование взрослых в системе непрерывного образования обязательно должно выполнять одно из главных требований – опережающий характер, то есть быть ориентированным на будущее[1] . Без ориентации в процессе непрерывного образования руководителя учреждением на будущее не может быть адаптации взрослого человека к бурно изменяющимся жизненным, профессиональным и социальным требованиям современного общества. Если учреждение является образовательным, особенно важен опережающий характер подготовки имеющегося кадрового потенциала с перспективой комплектования учреждения квалифицированными специалистами.

Отличительной чертой непрерывного образования является то, что оно позволяет избежать такого “последствия высоко специализированного производства, как пожизненное закрепление человека за одними и теми же видами труда. Человек получает перспективу перемены рода деятельности”. Взрослый человек обладает свободой в выборе “дальнейшего направления профессиональной ориентированности, расширяет спектр его возможностей специализироваться в  видах деятельности, наиболее полно отвечающих его личным наклонностям, потребностям и интересам, то есть способствует дальнейшему сближению интересов личности и общества”.

Если конкретизировать вышесказанное, то молодой Республике Казахстан в плане подготовки военных кадров стоит задача пополнения рядов преподавателей, которые обучаясь владением новым видам вооружений приходящие на смену старому, оперативно передавать свои знания слушателям, курсантам. Немаловажно заметить, что наше государство не имеет Военно-Промышленного комплекса подобно мощным государствам, следовательно, закупая вооружение которая усложняется изо дня в день для преподавательского состава необходимы углубленные  знания. Это  невозможно получить одной порцией, следовательно, спасательным кругом при этом могут быть именно  интернет-технологии.

Роль ДО отличительно тем, что речь идет об электронной подаче информации, которая в случае ошибочной или недостаточной подаче информации, может легко корректироваться и дополняться в широкой аудитории пользователей Интернет  и причем моментально, конечно при согласии первичного автора.

Неоспорим тот факт, что на пороге третьего тысячелетия человечество столкнулось

с рядом проблем и «главным звеном  в цепи кризисных явлений… является кризис компетентности современных людей». Западные ученые пришли к такому выводу еще в 1970-е годы и, ссылаясь на крупнейшего американского ученого в области образования взрослых М.Ш. Ноулза, считают, что важно создание «чрезвычайной программы доведения компетентности поколения взрослых людей до того уровня, который необходим для их деятельности, адекватной условиям постоянных изменений» окружающего мира [2].

Стратегической задачей в решении выделенной нами проблемы является подготовка молодого поколения специалистов, способных эффективно работать в изменяющемся мире. Но чаще всего необходимо в срочном порядке повышать компетентность взрослых людей, которые в настоящее время ответственны за определенный участок работы [3].

Чтобы справляться с подобной задачей, нам необходимы образовательные ресурсы.

Каким же образом можно проследить, какие образовательные ресурсы являются  достоверными, насколько методически и педагогически правильно организованы, как они влияют на психику пользователя? На сегодняшний день одной из актуальнейших проблем образования становится проблема оценки качества образовательных интернет-ресурсов, их мониторинг.

Теперь о специалистах-экспертах. Казалось бы, очень хорошо, что в таком рейтинге может принять участие любой пожелавший специалист. А с другой стороны тяжело найти энтузиаста, который бы честно тратил свое драгоценное время на загрузку предложенных сайтов, их просмотр и сравнение их между собой (особенно если Интернет медленно работает или дорого стоит).

ФИО привлекает к оцениванию своих слушателей, не учитывая, что есть такие слушатели, которые могут наставить галочек в анкете как угодно, лишь бы от него отстали. Лучше и надежнее на наш взгляд было бы отобрать штат специалистов, и при этом платить им за их работу. Тогда бы оценивающие чувствовали на себе ответственность, и достоверность рейтинга была бы гораздо выше.

Из приведенных замечаний следует, что прежде необходимо провести классификацию образовательных ресурсов, разработать критерии и методики оценки их качества, провести государственную сертификацию всех сетевых ресурсов, претендующих на название “образовательный”,

Рассмотрим более подробно вышесказанные обстоятельства, любой ли человек может оценивать образовательные web-сайты? Если к этому вопросу подойти критично, то ответ однозначен: “Конечно же, не любой”. Высокое качество работы эксперта решающим образом определяется его знаниями, опытом. Именно знания и опыт позволяют специалистам решать трудные задачи.

Что такое знания в какой-то конкретной области? С точки зрения инженерии знаний, знания состоят из описаний, соотношений и процедур, относящихся к представляющей интерес сфере. Знание состоит из: (1) символьных описаний, характеризующих эмпирические и дефинитивные отношения в некоторой области, и (2) из процедур (методик), предназначенных для обращения с этими описаниями.

Описания знаний представляют собой предложения, элементарными объектами которого являются первичные признаки или понятия. Система описаний обычно включает в себя правила или процедуры для применения и интерпретации описаний в конкретных приложениях. В этой системе содержатся также особые типы описаний, называемые отношениями. Последние описывают зависимости и ассоциации, имеющиеся между элементами данной базы знаний. Процедуры, с другой стороны, предписывают, какие операции нужно выполнить при решении задачи или при попытке построить рассуждение [2].

На практике знания не встречаются в виде, точно укладывающемся в данные формальные представления. Они могут принять самую различную форму. Часто встречаются, например, эмпирические ассоциации. Вооруженные этими знаниями специалисты применяют эвристические методы для сочетания вероятностных, содержащих ошибки и не достоверных исходных данных и правил вывода. Многие специалисты располагают также и знаниями другого вида, в форме понятий, ограничений и закономерностей, которыми регулируются действия в их области.

Чтобы понять, как работает эксперт-человек, полезно рассмотреть различие между знанием и умением. Умелое выполнение некоторого задания часто обладает многими чертами, которые не свойственны работе хорошо информированного, но неумелого человека. В их число входят большая скорость или другой показатель эффективности, меньшее число ошибок, меньшая умственная напряженность (требования к вниманию), большая приспособляемость и робастность (устойчивость к сбоям). В этих характеристиках проявляются как сами знания, так и техника их использования. Мастерство – это обладание необходимым знанием и умение эффективно им воспользоваться.

Итак, понятно, что важно правильно подобрать компетентных экспертов – специалистов, которые вели бы оценку образовательных сайтов.

Компетентность экспертов состоит из знания конкретной предметной области, понимания задач этой области и умения решать некоторые такие задачи. Знания, относящиеся к любой специальности, обычно существуют в двух видах: общедоступные и индивидуальные.

Общедоступные знания – это факты, определения и теории, которые обычно изложены в учебниках и справочниках по данной области. Но, как правило, компетентность означает нечто большее, чем владение такими общедоступными сведениями. Специалисты в большинстве случаев обладают еще и индивидуальными знаниями, которые отсутствуют в опубликованной литературе. Эти личные знания в значительной степени состоят из эмпирических правил, которые позволяют экспертам при необходимости выдвигать разумные предположения, находить перспективные подходы и эффективно работать при зашумленных или неполных данных. [2]

Встает вопрос о том, общедоступные знания каких областей науки необходимы экспертам, чтобы быть компетентными в оценке качества образовательных интернет-сайтов.

Также эксперт должен знать, что такое Интернет, иметь представление о технологии создания web-страниц. Это немаловажное условие, так как оно намного сократит время проведения оценки.

Неплохо было бы эксперту иметь и некоторое представление об эстетике, обладать дизайнерскими навыками.

Содержание образовательного интернет-сайта – единство всех основных элементов (текстовых и графических) образовательной информации, существующей и выраженной в виде веб-сайтов, а также единство связей этих основных элементов;

дизайн образовательного интернет-сайта – процесс выбора и организации графических компонентов с целью достижения определенной цели, которая может быть либо эстетической, либо иметь функциональную подоплеку, а зачастую преследовать обе эти цели;

техническая реализация образовательного интернет-сайта – выбор компонентов, интегрирование технологий, программных продуктов и технических средств для донесения образовательной информации до пользователя;

эксплутационность образовательных интернет-сайтов – характеристики, информирующие об использовании образовательных сайтов пользователями.

Для каждой из этих характеристик нами были выделены критерии – требования, по которым следует проводить оценку. Перечень требований немал. Поэтому, знания, которые понадобятся для оценки образовательных сайтов, весьма широки. Поэтому можно предложить два варианта создания экспертной комиссии.

Первый вариант заключается в собрании одной группы экспертов, которая будет проводить оценку образовательных интернет-сайтов по всем четырем характеристикам. В этом случае от экспертов будет требоваться наличие знаний по всем выше перечисленным областям.

Второй вариант заключается в собрании четырех групп, каждая из которых будет оценивать одну из характеристик образовательного сайта. Тогда в этом случае предполагается, что от экспертов каждой из групп будет требоваться наличие знаний, соответствующих каждой из характеристик. То есть эксперты должны будут иметь знания не по всем вышеперечисленным областям, а по какой-то одной.

Заметим, что на наш взгляд наличие знаний по новым компьютерным технологиям экспертам, необходима да и оценивание должно проводится именно теми людьми, которые постоянно “обитают” в Интернете.

Что касается непосредственно требований к знаниям об образовательных интернет-сайтах, то они таковы.

Во-первых, эксперт должен знать само понятие образовательного web-сайта. Определение web-сайта предложено нами в [1].

Во-вторых, эксперт должен научиться классифицировать интернет-ресурс, то есть определять к какому типу образовательных сайтов относится оцениваемый сайт. Примерная типология также изложена нами в [1]. Не исключено, что эта типология может быть со временем расширена.

В-третьих, эксперт должен знать основные характеристики образовательных сайтов.

В-четвертых, экспертам необходимо знать основные принципы методик, на основе которых будет проводится оценивание.

Рассмотрим теперь вопрос о методике проведения оценки образовательных интернет-сайтов. Мы предлагаем метод, который будет основан на Дельфийском методе или методе Дельф – методе экспертного прогнозирования путем организации системы сбора экспертных оценок, а также с использованием метода факторного анализа – математической и статистической обработки и последовательной корректировки на основе результатов каждого цикла обработки.
Дельфийский метод состоит в проведении независимого и неоднократного анкетирования экспертов. Сначала определяется, какие вопросы будут изучаться, кто будет в этом участвовать и каким образом получаемая информация будет использоваться. Если большого разброса  в мнениях не ожидается, можно привлекать 10-15 человек; если же расхождение предполагается существенное, рекомендуется расширить круг опрашиваемых.

Для сбора данных проводится трех – четырехразовое анкетирование. Первая анкета содержит расширенные вопросы. После заполнения экспертами анкет они возвращаются разработчикам и обрабатываются. На основе результатов первой анкеты составляется вторая. В ней экспертов просят ранжировать отдельные элементы, отразить согласие или несогласие с оценкой других опрашиваемых, объяснить свою точку зрения. Таким образом, устанавливается совпадение или различие во мнениях по различным приоритетам. Ответы анализируются, а замечания (предложения) суммируются. На основе результатов второго анкетирования составляется третья анкета. Экспертов просят пересмотреть их предыдущие ответы в свете коллективного мнения и дать дополнительные предложения (комментарии). Кроме того, их просят ранжировать перечисленные пункты по принципу их значимости. Как правило, третье анкетирование является заключительным, однако если мнения опрашиваемых существенно различаются, может возникнуть необходимость в проведении еще одного анкетирования.

Данный метод позволяет избежать конфронтации людей, придерживающихся разных точек зрения (участников не заставляют соглашаться с мнением большинства). Дельфийский метод, кроме того, позволяет сократить затраты, так как не предусматривает выезды и сборы участников в каких-то определенных местах. Преимущество метода в том, что он может быть реализован с применением электронной почты.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что существующие проблемы и ожидаемые в будущем в образовании, легко решаемый с помощью ДО, и при этом не важно какое мы образование получаем гражданское или военное, здесь играет роль, какой багаж знании получит студент  или военнослужащий. Сегодня реальная картина применения Интернет-технологии в военном образовании,  значительно уступает в гражданском образовании, и если мы будем копировать технологии  ДО применительно к военному, то тут единственным условием отличия должна быть конфедициальность. Сегодня есть программы, которые справляются и этой задачей, но в основном часто прибегают  к организации корпоративная сети, но можно себя вольготно чувствовать и в Интернете так как она очень большая сеть в котором поиск информации весьма затруднительна. Заканчивая статью можно добавить следующее, что ДО завтра непременно займет свое место, а чтобы это место было хорошим плацдармом знании, современный офицер должен непременно владеть работой в Интернет.

 

  1. Лесохина Л.Н. К обществу образовательных людей…./ Теория и практика образования взрослых. — СПб.:ИОВ РАО. “Тускарора”, 1998. — 273 с.
  1. Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. (Монографическая серия: научный редактор — директор ИОВ РАО, докт.пед.наук В.И.Подобед). В 4-х томах. Том 2. Социологические и культурологические аспекты развития образования взрослых / Под ред. С.Г.Вершловского. Книга 1. Социологические проблемы образования взрослых / Под ред. С.Г.Вершловского. — СПб.: ИОВ РАО, 2000.
  1. Шадрина Т.В. Андрагог как аниматор и организатор образования взрослых. // Андрагог в открытом обществе (Материалы российско—польского семинара) / Под ред. Е.А.Соколовской, Т.В.Шадриной. — СПб. — Иркутск — Plock — 2000. — 242 с.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *